призрак

Не хлебом единым... Записки нетрезвого очевидца

Previous Entry Share Next Entry
День Рыбака
призрак
prizrak777
1520
Однажды, водочки приняв,
Жонглируя словами,
Про рыбаков и плавсостав
Я написал стихами

Одни всё в офисах сидят
С протёртыми штанами.
Другие маются в морях,
Воюя со штормами.

Одни – в чинах и при деньгах,
А эти – голь с нулями.
Одни зовутся плавсостав,
Другие – рыбаками.

И не война, а в орденах,
Расшиты как швейцары.
А плавсостав как плавсостав
В плену традиций старых.

Одни – на промысле опять.
Другим – курорт в Майями.
Кто рыбаки, кто плавсостав
Уж догадайтесь сами.

Вполне возможно, я не прав.
Судить, избави Боже!
Но рыбаки и плавсостав –
Не есть одно и то же.
(с)

День Рыбака с каждым годом всё меньше и меньше понимаешь для кого эти все пафосные мероприятия, кого поздравляют и с чем? В этот день можно услышать и увидеть на экране тв, прочитать в СМИ, кого угодно, начиная от всевозможных весомых лиц, депутатов, чиновников, которые будут объясняться в любви к представителям этой профессии, но только не простого рыбака.

Причём такая ситуация, алгоритм "профессионального празднества" по сути практически у всех рабочих профессий. Не важно рыбак, шахтёр, строитель, медик, труженик сельского хозяйства и т.д., но главными на этом празднике и больше всех говорящими будут "ответственные лица" абсолютно не имеющие к этим профессиям отношение никогда. Вообще порой, как наша глава региона Ковтун М.В., в жизни не имевшие не к какой профессии отношение, кроме как к партийной многоликой деятельности руководить и руками водить с трибун и сцен, но тем не менее на любом профессиональном празднике их присутствие и пафосные речи, самый "гвоздь" торжеств и чествования. Они в этот день самые почётные "рыбаки", "шахтёры", "строители", именно их "труды" Родина, судя даже по их материальному достатку, так высоко оценила, а не тех, кто честно отдал профессии не один десяток лет.

А так ведь было не всегда. Да, были и поздравления, выступления руководящих и партийных бонзов, порой заканчивающиеся скандалом, как это произошло при ныне уже легендарном выступлении генсека КПСС товарища Хрущёва Н.С. на День Рыбака, на центральном стадионе Мурманска. Наверное тогда, в том даже, как нынче говорят тоталитарном государстве СССР, наши деды и отцы, многие прошедшие ад войны, были более свободны, чем нынешние мы, живущие в демократической России и упоительно хлопающие когда нам плетут самую настоящую чушь и ахинею власть имущие со сцен и трибун. А вот у них хватало смелости не хлопать партийному идолу в их праздник, а выразить свой по сути протест, хотя время тогда было не нынешнее.
И поздравляли тогда, чествовали экипажи судов, простых рыбаков, тех кому в этот день посчастливилось оказаться на берегу, давали им право и возможность высказаться в этот день в первую очередь. Это был действительно их день, а профессия была престижной.

В моей семье это второй праздник по значимости после Дня Победы. Я с детства знал, что как и мой отец, отходивший в море только старшим механиком(дедом) сорок лет, свяжу свою жизнь с морем.
Эх, Тралфлот, первая организация, суда стоящие в три-четыре корпуса, так что с утра замучаешься искать. Тралфлот в то время — это престиж, это то, что не только давало материальное благополучие, но и возможность посмотреть мир, чего были лишены тогда подавляющее большинство соотечественников в стране. Тралфлот — это отец, отдавший ему не один десяток лет, воспоминания детства его приходов с рейсов, когда в доме праздник, понятный только в семье моряка. Тралфлот — это труд, работа, за которую не было стыдно и не было ощущения «работы на дядю». Тралфлот — это помполит идиот и много замечательных людей с кем приходилось работать, это те капитаны, которых уже нынче нет в живых, но таких больше не будет и то, что хорошего было заложено в тебе, во многом благодаря им. Мы ходили в рейсы по полгода с перерывом бывало по две недели, что тогда воспринималось по другому, чем нынче, на стоянках, после рейса, попивали винцо-пивцо в местных кабаках.
Это было время когда порой ветер гулял в карманах, а девушки выходили замуж исключительно по любви. Глупостей и дурости в те лохматые времена, конечно, хватало. Однако несуразности той эпохи сейчас выглядят лепетом детсадовского хулигана по сравнению с фундаментальным злом, творимым сейчас без числа и учёта. У нас была великая эпоха со всем её абсурдом и утопией! Тралфлот для многих стал частью не только их жизни, но и той эпохи, какая контора может нынче иметь такое значение и память в жизни человека? Всего даже не высказать, обидно и больно, что нет уж многих тех с кем работал, да и по сути нет уже самого Тралфлота,

На самом деле в профессии рыбака романтика проходит быстро, в первый же рейс. Остаются только монотонный, тяжёлый, месяцами труд, очень часто личная неустроенность жизни на берегу, где ты всегда гость, а оказавшись уже в преклонном возрасте мало кому нужен и чужой. Так уж люди устроены, когда жизнь проходит в ожиданиях приходов, телеграмм, отпусков, стоянок, то в конечном итоге людей начинает мало что связывать. Море! Море! Мир бездомных!

Приходит момент, это проходит большинство тех кто связал свою жизнь с морем, когда каждый рейс "последний" и понимаешь, что всё - увяз. Наступает порой усталость, когда свою профессию начинаешь ненавидеть и в то же время тебя пугает начать другую жизнь, на берегу. Окружающие тебя в рейсе люди, такие же рыбаки, члены экипажа, а в круговерти на берегу те с кем раньше ходил, вечные портовые бичи с резерва и есть настоящие люди, настоящая работа. Это не сразу начинаешь осознавать. Ведь мечталось о другом, а тут долгие месяцы рейса, тесная каюта на двоих, в каждом рейсе новые лица. Стоянки между рейсами на берегу и снова в море. Да, был заработок и довольно приличный по тем временам, но деньги особо по молодости не задерживались, порой даже вылетали в компании со случайными собутыльниками. Начинает угнетать бессмысленность всего. Но, море — оно лучше любого лекарства смывает тоску и разочарование от берега, земной жизни с её ежедневной суетой и проблемами. Сегодня наверное не так и те немногие молодые люди, кто всё же ходят в море, знают уже чётко свои планы на жизнь и будущее. Это наверное очень хорошо, а вот в то время, имея деньги нельзя было даже решить свою жилищную проблему, купить квартиру, или тот же кооператив, тем более, если холостой. И машину можно было купить с невероятными ухищрениями, так как их выделяли только за "пятилетку в три дня".

Но были замечательные люди с которыми свела судьба, которые оказали сильное влияние. Сейчас к сожалению их уже давно нет в живых. Уходя на берег, отходив в море до последнего, будучи на пенсии и уже в преклонном возрасте, они долго не жили. Просто затухали их души и они уходили в мир иной, не сумев прижиться на земле. Но, когда они начинали рассказывать истории, так вся вахта слушала развесив уши. Люди отходившие порой по сорок лет в море, на глазах которых строился Мурманск, развивался флот, побывавшие во всех уголках Мирового океана, в каких только портах мира, в невероятных порой ситуациях, наверное они и были романтиками, при всей их внешней порой повседневной грубости и неказистости. И главное это были профессионалы в своём деле, сегодня не всякий матрос и гашу заростить может. Сейчас таких людей с трудом встретишь. Если попадается старый кадр, так тогда он себя считает пупом земли, и сидит перед капитаном положив ноги на стол! Я, как-то, таких не уважаю.

Наверное поэтому и профессия рыбака мало вдохновляет писателей, кинорежиссёров, привлекательного и романтичного в ней явно не так много в реальности.
Я знаю только лишь два значимых произведения про рыбаков - "Старик и море" Эрнеста Хемингуэйя, где действительно гимн морю и человеку.
Поединок старика с огромной рыбой, которая долго носила его лодку по Гольфстриму, стал для автора поводом рассказать о достоинстве человека, о горечи и счастье победителя, оставшегося с обглоданным акулами остовом рыбы. Рыбак Сантьяго подтвердил часто повторяющуюся в книгах Хемингуэя истину — «Победитель не получает ничего».
Очень символично это и сегодня, да и всегда это было, когда вместо акул, на рыбака пришедшего с промысла набрасываются на берегу всевозможные нахлебники, начиная от гос.структур и кончая ненасытных, оборотистых хозяев и в результате доля за тяжелейший труд, от рыбопродукции, которую он привёз в порт и поймал, обработал, остаётся небольшая. Так было всегда, но справедливо ли это? Выходит по трудам главные "рыбаки" у нас на берегу в кабинетах и офисах?

И есть ещё одно замечательное произведение Георгия Владимова "Три минуты молчания". К сожалению издававшиеся у нас всего один раз в "Новом мире", ещё при главном редакторе Твардовском. Но в нём тут же углядели некую идеологическую подоплёку, а автора выдворили из страны. Но лучше о Мурманске тех лет, о профессии рыбака, по моему скромному мнению, никто до сегодняшнего дня не написал. Сегодня есть Интернет, можно прочитать или скачать. http://www.belousenko.com/books/Vladimov/vladimov_3_minuty.htm
Отрывок из него смею себе позволить выложить отдельным постом в моём блоге, как часть своего поздравления.
Вот такие они размышления накануне некогда и моего профессионального праздника.

И тем не менее, очень хочется поздравить в этот день прежде всего тех, кто и сегодня вопреки всему трудиться в море, это действительно достойный труд, за который пусть и не трубят постоянно здравиц, но за него не стыдно смотреть людям в глаза.
Тех, кто был связан с морем не один год, а сегодня порой с болью вспоминает былые годы, когда Мурманск был действительно городом рыбаков, а неким стойбищем депутатов и офисного планктона, наживой для ловких заезжих прохвостов.
Здоровья всем, внутреннего согласия и личного благополучия. Хороших подъёмов на промысле и безаварийной работы, чтобы всех ждали на берегу, знали это, чувствовали и это был бы главный смысл работы и возвращения с хорошим уловом.

С ДНЁМ РЫБАКА!

Мой город спит.
Он где то в прошлом был портовый,
В нём жизнь кипела дни и ночи напролёт,
Вразвалочку сходил на берег
морячок бедовый
С надеждою — гульнуть за весь Тралфлот.

Вино рекой, друзья и лучшие мамзели
Не день, не два — гудел с неделю, может быть,
В карманах, как песок -
хрустела срубленная зелень,
Душа-тельняшка — показал как надо пить.

За нежных дам, за жизнь,
за тех кто вечно в Море,
За наш Тралфлот и свой родной СРТМ,
Для моряка, поверь, страшнее нету горя -
На берегу остаться насовсем.

Эх, штурмана — солёные бродяги,
В душе полжизни одиноких долгих вахт.
Давай дружище -
отхлебни ещё спиртяги,
Нам скоро снова уходить с тобой под фрахт.


Валерий Телёбин

Tags:

?

Log in