призрак

Не хлебом единым... Записки нетрезвого очевидца

Previous Entry Share Next Entry
ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ
призрак
prizrak777


Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но всякий человек - твой учитель.
(К. Антарова)

5 октября День Учителя, в Мурманске это уже поздняя осень, но раньше в этот день цветы несли в школу не меньше чем на 1 сентября. Учитель это воплощение всего с чем сталкивается человек перед вступлением в жизнь. Тут и мудрость, и хамство, интеллект и банальное заунывное подача предмета. Одних в детстве воспринимали как милиционеров, других не то, чтобы своими в доску или на равных, а как способных выслушать, понять. На уроки одних было не загнать, на уроках других готовы были сидеть и слушать даже после звонка, открыв рты. Всё было и срыв уроков, вызов родителей в школу, прогулы, двойки, но были и те, кто преподал первые уроки чести, достоинства, интеллекта своим примером. То, что наверное не менее ценней, чем школьная программа, за рамки которой способен выйти только уверенный в себе человек, будучи для нас учителем.

Конечно в этот день натыкаясь и читая публикации про учителей в кутерьме других событий, не вольно вспоминаешь и своих школьных, затем в мореходке учителей. Многое спустя уже столько лет оцениваешь по другому чем тогда.

Но был в моей жизни человек, который был учителем и при этом близким мне человеком, которого я и сегодня частенько вспоминаю - мой родной дядя, младший брат мамы, Борис Дмитриевич, а для меня по простому - дядя Боря.
В нашей семье это наверное был единственный человек ставший учителем, как то вот так вышло.
Борис Дмитриевич был казалось бы самого несерьёзного предмета в школе, он был учителем пения. Дядя Боря довольно приличное время работал в то время самой элитной школе нашего города, расположенной в самом его центре, на проспекте Ленина, школе №2. Надо отдать должное, что несмотря на некую элитарность школы, учились в ней не только дети высоких партийных начальников и хозяйственных городских, областных деятелей, но и много простых ребят, из вполне простых семей.
Были так же и хулиганы, двоечники, гопники, причём какого то социального расслоения, как нынче не было. Сын уборщицы и докера рыбного порта, к примеру, был в одной компании с сыном второго секретаря райкома КПСС и они на пару срывали уроки, курили, прогуливали и были постоянным объектом на педсоветах, на учёте в детской комнате милиции у капитана Сахацкой.

Мы жили в этом же районе, но учился я в другой, менее элитарной школе. Как и принято общались всегда со сверстниками и с других школ, пересекаясь то на катке "Строитель", то в разборках между дворами, районами, с массовыми драками, примирениями, то, что нынешним ребятам не ведомо. Хорошо это или плохо? Не знаю, просто мы наверное были другие.

Я знал довольно много ребят которые учились в школе у моего дяди, но никогда этого не скрывал. Наоборот, узнав, что это мой родной дядька, это вызывало уважение, причём у далеко не самых лучших и примерных учеников школы. Какого то явного негатива в его адрес не слышал, хотя о дядиных своеобразных манерах педагогического подхода, рассказывалось. Но этим меня было не удивить. Дядя Боря был того редкого ныне типа людей, которые независимо от ситуации, времени и места, остаются такими же, какие они есть на самом деле.

Отец был постоянно в долгих рейсах, в море, поэтому родной дядька мне во многом заменил его.
Человек с эмоциональных характером, увлечённый постоянно чем-то, он по своему был при этом не счастлив в личной жизни. Будучи довольно здоровым по комплекции, он мог врезать спокойно по шее распоясавшемуся юному хаму и в то же время дать ему рубль на обед, зная, что родители в запое. При этом не было не одной жалобы на его такие методы воспитания.

Это было время уже увядания "Битлз" и рассвет популярности "Пинк Флойда", "Смокков", "АББЫ". Был он замечательным аккордеонистом, играл не только на работе, но и на всех семейных праздниках. В его небольшом кабинете, где было масса удивительных вещей, начиная от старого граммофона, ящиком с коллекцией минералов и невероятным количеством, тогда для многих высшей ценностью - электрогитар, ударной установки, ионике, всегда клубилось куча народа. Не самая гордость школы наверное, но все жутко хотели играть, бренчали, стучали, хрипели в микрофон. Первые записи "Машины времени", покурить втихаря, по взрослому побазарить, атмосфера была можно сказать довольно демократичная и в то же время, рамки за которые переходить было нельзя, были понятны всем.

Закончил он заочно и наш пед.институт, исторический факультет, немного преподавал и историю, но видимо это было не его.
Детство, юность вся прошла у меня с его участием. Если вспомнить все ситуации в какие мне с ним приходилось попадать и их поведать, то у тех кто ещё помнит может его, волосы дыбом встанут. Тут не на один пост воспоминаний.

Умер он рано, я сейчас старше его тогда ушедшего. Это наверное было первое такое ощутимое для меня горе. Ощущения пустоты. Когда хоронили пришло проводить очень много его бывших учеников, если ещё учесть, что это было лето.
Конечно, вряд ли он может служит эталоном педагога в классическом понимании, но вот примером искренности, участия, уважения, несомненно. Думаю, немного даже надеюсь, может кто прочитав эти строки, окажется его бывшим учеником и вспомнит его, давно уже ушедшее детство.

Вообще, если бы очень важная профессия учителя была бы высокооплачиваемой, как у прокурора или судьи, то приходить в неё надо человеку, как минимум лет после 25-27, имея хоть какой-то жизненный опыт, а не юными дурачками после пед.училища или института, мало чем по сути отличающимися от учеников.
Что такое учитель сегодня? Это такой же член нашего общества, в ком тоже все "прелести" воплотились.
У многих учителей сегодня главная задача это когда он порою даже невольно дифференцирует учеников по степени влиятельности и материального благосостояния их родителей. И врать тут не надо, потомству крупных чиновников или бизнесменов, оказывающим спонсорскую помощь школе, сходят с рук серьёзные провинности, чем и закладывается у них уверенность в своей исключительности и безнаказанности, что свойственно и их влиятельным родителям. Да и с успеваемостью, даже если он конченный олигофрен, у этого элитного чада всё в порядке. Это жизнь.
Не добавляет уважение в обществе к учителям, из-за их участия в качестве членов избирательных комиссий. Где они порою замешаны в неблаговидных деяниях по обеспечению "правильного" для власти результата голосования на "выборах".
Естественно ребята всё это видят, понимают, слышат, даже если и не говорят, то всё это у них откладывается. Когда красивые слова педагогов расходятся с реальными делами в жизни. Всё это приводит к развитию цинизма у ребят, к апатии у учителей и росту безнравственности в обществе.

И тем не менее, есть наверняка и те, кто вопреки всему остаются верны своей профессии, любят ребятишек и видят прежде всего в них людей, в будущем полноправных членов общества. Вот их то и хочется поздравить с праздником и пожелать просто человеческого счастья.

?

Log in

No account? Create an account