призрак

Не хлебом единым... Записки нетрезвого очевидца

Previous Entry Share Next Entry
"Прощание украинки"
призрак
prizrak777
0_9c642_86f0289e_XL

Самое пожалуй, что вызывает понимание и сочувствие, это события связанные с кораблями украинского ВМФ их личным составом. Арестом это конечно трудно назвать. Это не арест, как таковой, не захват и ничего тут трагичного нет. Одни покинули эти плавсараи, другие залезли на них. Но вокруг, как бы там не было, те с кем ты можешь говорить на одном языке - на русском.
А вот кто нынче вспомнит сколько российских рыбопромысловых, транспортных судов вместе с экипажами, было брошено на произвол в иностранных портах? Без зарплат, без продуктов, без топлива, без средств для возвращения на Родину. И хорошо если это происходило в портах Европы, а не в африканских портах.
Автору этих строк повезло больше, будучи штурманом наших рыбопромысловых и транспортных судов, приходилось быть под арестом при СССР в порту Кальяо (Перу), так и в 90-х в Норвегии быть брошенным новоявленным полу уголовным российским судовладельцем . Если в первом случае особо не как этот арест не отразился на быте, питании экипажа и вопрос был урегулирован через месяц, то во втором ситуация была более "романтичней". Без продовольствия, воды, топлива на борту, с долгами судовладельца перед норвежскими властями, экипаж из 15 человек был по сути брошен на выживание в порту Кристиансунд. Но, надо отдать должное, Норвегия это не Ангола. Относились к нам с сочувствием, помогали продуктами, в бытовом плане, местные благотворительные организации, даже некая религиозная секта. Средств для возвращения на Родину не было, судовладелец был по слухам в бегах, поэтому надеяться надо было только на себя. Я будучи вторым штурманом, первый из экипажа нашёл работу на стороне, а по сути нелегальную шабашку, учитывая местные законы трудового законодательства, чем был несказанно горд. В один из череды угрюмых дней, когда не было уже ничего кроме макарон и пожертвованных на грани просрочки йогуртов, не было самого главного - сигарет, я подошёл к мастеру(капитану) и заявил, что в этой ситуации надо что-то делать, поэтому забираю документы и хочу сходить в местную "арбайс-конторен" (что-то типа биржи труда) попытаться устроиться на работу. Время было уже не советское и мастер, отходивший не один десяток лет в море, отдал мне мои документы (диплом, сертификаты, сан.книжку, паспорт моряка).
Предварительно узнав о нахождении "арбайс-конторен" у приветливого знакомого норвежца докера, я отправился туда на велосипеде, которые были у нас всех на судне, собранные с местной свалки или подаренные сочувствующими местными жителями.
Контору я нашёл довольно быстро. В принципе напоминает нашу биржу труда. Так же сидит в фойе дама администратор, к которой можно обратиться и она направляла в определённые кабинеты на собеседования. Посмотрев мои документы, паспорт моряка, спросив, как я попал в их страну, увидев что легально по печати в паспорте моряка, она направила меня к инспектору по трудоустройству видимо моряков.
Инспектор дама встретила меня приветливо, посмотрела мои документы, где было их подтверждение и на английском. Посетовало, что нынче сезон и на суда рыболовецких компаний не устроится, но дала адрес и посоветовала сходить к владельцу небольшого транспортного судна, которое с её слов должно прийти на днях.
Офис владельца судна находился прям на берегу фиорда на окраине города. Довольно старинное здание, складские помещения, причал. Но надо сказать, впечатления, что там кипит работа, явно не создалось.Войдя в офис и представившись, я увидел довольно грузного человека в уже преклонном возрасте и рядом с ним двух помоложе, как потом выяснилось это были его сыновья. Выслушав меня и посмотрев с недоумением, он заявил, что судно приходит через две недели с Португалии и штурман ему не требуется. Попрощавшись я собрался уходить, но был остановлен. Узнав, что я с брошенного русского траулера, зная видимо наше тогдашнее положение, они предложили мне работу по сути маляром, покрасить их прогулочный бот, стоявший на причале, склад и навести там порядок. В общем работы было на год, на этом барском дворе. В том положении было уже не до самолюбия и я согласился. Работал я с 8 до 16, с обедом за их счёт, кофе таймами, платили наличкой каждый день по моей просьбе, если на $ примерно 70-80. Для Норвегии и её цен это весьма скромные средства, но тем не менее после работы я заезжал в супермаркет, покупал пару пачек табака, бумаги, кофе, кое-каких недорогих продуктов и являлся на судно, где меня ждало 14 человек, моих соотечественников, в роли кормильца. Особенно табак, для тех кто курит это думаю понятно. Работодатель мой был человек довольно приветливый, расспрашивал меня про нашу жизнь, что у нас происходит, часто подкидывал продуктов. С его помощью удалось устроить ещё трёх человек к его приятелям. Но всё это было крайне стрёмно, учитывая строгость законов Норвегии и законопослушность граждан, стукануть о нелегальной раб.силе могли на раз, это не у нас в России. Продолжалось это месяца два, а затем мне повезло. К тому времени я уже скопил кое-какую сумму и сумел уехать всё же домой на автобусе с экипажем другого судна, зашедшего на подмену и ремонт между рейсами.
Сегодня всё это вспоминается уже во многом с юмором, просто в рамках этого поста не изложить многих тогда комичных моментов, это был мой первый, но как показала жизнь, не последний опыт оказаться в положении по сути брошенного в Европе.Но тем не менее, когда бываю сегодня уже в качестве гостя в знакомых местах Европы, в том же Амстердаме, всегда с некой ностальгией вспоминаешь то время своей неустроенной молодости, канувшей в далёких 90-х.
У ребят, украинцев моряков, есть выбор и возможность, остаться в России или вернуться в Украину, а это дорогого стоит. Во все времена основой флота в России, как сержант в армии США, был хохол сундук(мичман). Хохол в данном случае, это не оскорбление, именно благодаря их рачительной хозяйственности, смекалки, где-то хитринки и держалась повседневная жизнь кораблей. Именно они честно тянули лямку этой рутинной, не лёгкой, но крайне нужной службы. Уверен у большинства не будет проблем и быстро вольются в экипажи российских кораблей.А время всё рассудит и расставит на свои места.

Мой друг в Анголе ходит в рваных сандалетах,
Мой друг в Анголе пьёт дешёвое вино.
Там круглый год стоит удушливое лето.
Он там живёт в заложниках давно.
Ютится в хижине рыбацкого квартала,
А стены хижины в полкирпича.
Он говорил, что ночью кобра заползала,
Не тронула, лишь жаром подышала
И медленно сползла с его плеча.
Ждёт денег, ждёт свою зарплату,
Что по контракту обещали заплатить,
На шортах нет и места для заплаты,
А он всё продолжает весело шутить.
Торгует под навесом мелочёвкой,
Конфеты детям раздаёт, смеясь.
Спросил, шутя – твои? Ответил – вон чертовка,
Смотри – красавица, вот та – моя!»
А сам седой, улыбка нараспашку.
Садись дружище, вот, пивка попей,
А может, дёрнем мы «капуки» по рюмашке,
За моряков, за преданных друзей!?
А рядом океан – ленив и нежен,
Тревожит нас гудками кораблей.
Там где-то Родина, которая, как прежде,
Нас манит запахом родных лесов, полей.
Спроси любого негра у причала,
Как друг мой там и чем живёт.
«О, Капитан! – Муй бьен!» всегда звучало,
Ты приходи, он говорил, что ждёт».
(с)

1147

Деньги, путешествия и дамы?
Так они вам сказали?
А как насчет…
Ностальгии по дому, морской болезни,
Большей части жизни вдали от близких и родных,
Экипажа, где каждый за себя, а старшие по званию ни во что не ставят подчиненных,
Тяжелой работы, получения травмы, от которой никто не застрахован,
Рейса, который может оказаться последним,
Ощущения заложника судна, если ушел в море по контракту на несколько месяцев, Недосыпания и отдыха, которого все время не хватает,
Морей и океанов, не прощающих ошибок и т.д.
Поэтому не надо болтать про нас всякую чепуху, будто вы нас знаете.
Чтоб понять, чем мы дышим и живем, надо хоть раз побывать в нашей шкуре …

(«Грустный моряк»)

Не коем образом не претендую на то, что перевод с английского языка идеален. Но смысл, думается, удалось передать.

  • 1

Исповедь моряка (почитайте интересно)

Пользователь gmorder сослался на вашу запись в записи «Исповедь моряка (почитайте интересно)» в контексте: [...] Оригинал взят у в "Прщание украинки" [...]

  • 1
?

Log in