призрак

Не хлебом единым... Записки нетрезвого очевидца

Previous Entry Share Next Entry
ЗВЕЗДА РЫБАКА
призрак
prizrak777
DSC00053

Завтра, некогда отмечаемый всем моим городом, праздник День Рыбака. В каждой семье Мурманска, в том числе и в моей, были те, кто связан с морем. С детства помню в доме праздник, когда отец, старший механик в Тралфлоте, возвращался домой после многомесячного рейса. Запах от него судна, который не выветрить, не отстирать, не отмыть за время стоянки в порту, колониальные подарки, рассказы о далёком и неведомом мне тогда пацану. Наверное тогда и зародилось желание связать свою жизнь с морем. Поэтому после школы у меня не было каких-то сомнений, размышлений - только мореходка. Правда по стопам отца, механиком, я не стал, а выбрал профессию штурмана, о чём и не сожалею. Шли годы, пришло время и мне подняться по трапу на судно в своей первой должности четвёртого штурмана. Молодость, рейсы по пол года с междурейсовой стоянкой по две недели. Тогда профессия рыбака была в почёте и уважаема, хорошо оплачиваемая. Это было время когда порой ветер гулял в карманах, а девушки выходили замуж исключительно по любви. Когда последний червонец делил не задумываясь с приятелем, зная, что так же поступят и в отношении тебя, тот кто пришёл с рейса. Одним словом, унылых рож и озадаченных, среди нас наблюдалось не так много. Глупостей и дурости в те лохматые времена, конечно, хватало. Однако несуразности той эпохи сейчас выглядят лепетом детсадовского хулигана по сравнению с фундаментальным злом, творимым сейчас без числа и учёта. Не верьте, люди добрые, брехунам, что мы не жили, а безутешно страдали. Прошлое было ни хорошим, ни плохим. Оно было.
В сегодняшнем моём городе убитый и разгромленный рыбный порт, практически исчезли все флота, остались компании добивающие плавхлам, с советских времён, захваченный ещё во времена приватизации и полу уголовные фирмочки, ведущие браконьерский лов.
Но тем не менее, хочется в этот день вспомнить о тех, кто отдал морю своё здоровье, лучшие годы, работал на благо страны и людей. Мне, как отдавшему морю 20 лет хочется сказать, что хлеб рыбака не сладок, особенно он не сладок у тех кто на самом верху, у капитана. К большому сожалению большинство людей не связанных с работой в море, видит в капитане только привилегии и престиж (отдельная каюта, самая большая зарплата среди членов экипажа). Всё это лишь одна сторона медали. Находясь в стрессовой ситуации не один день и месяц, этот человек несёт полную реальную ответственность за судно, людей на нём, перед судовладельцем, перед близкими экипажа. Не надо путать эту должность с депутатом или чиновником на берегу(тут всё наоборот,есть привилегии, которые никакому капитану и не снились, коллективная ответственность, которая подразумевает безответственность каждого). Всё время нахождения в рейсе капитан на судне и царь и Бог, и министр обороны, и чиновник по всем вопросам, при этом исполняя свои профессиональные обязанности. В своё время знал многих судоводителей, неплохих специалистов, промысловиков, которые выплавали и получили дипломы КДП (капитанов дальнего плавания), но так и не стали капитанами. Люди реально понимали, какое бремя ответственности при этом ложится, по крайне мере с их стороны это было честно. Обратится в море к кому либо для решения возникших вопросов, возможности нет, на приём к депутату или чиновнику не запишешься, а ситуации бывают не только производственного плана. Что бы не случилось с судном,экипажем - отвечать будет капитан. Никогда не забуду, будучи молодым штурманом, слова своего пожилого капитана(ныне покойного) - открывая дверь на мостик, ты открываешь дверь в тюрьму. Следует так же понимать, что жизнь всех членов экипажа в равной мере зависит от каждого члена экипажа, какую бы должность кто не занимал. Оплошность одного может привести к гибели всех. Об отношении новоявленных "судовладельцев" к судам, их тех.состоянию вообще писать не хочу. Большинство моряков отдаёт себе отчёт чем это может грозить, но вынуждены идти на это, что бы прокормить свою семью. Большинство в море идёт не для романтики(для этого можно покататься по Волге на теплоходе), а что бы заработать, получить эти гроши в обмен на свой каторжный труд за долгие месяцы нечеловеческой жизни. О потерянных семьях, в которых человек проходивший всю жизнь в море оказывается чужим, о продолжительности жизни на пенсии, это вообще отдельный разговор. О 90-х, которые выпали на долю моего поколения моряков, о тысячах поломанных судеб, оказавшихся на берегу и не кому не нужными, об опыте работы без зарплаты, обо всём этом придёт время, может соберусь и напишу, хотя бы ради тех кто канул в тех "реформах", не пережил их.
Пишу главным образом для молодых людей, кто может прочитает эти строки, кто выбирает этот путь, море - это далеко не пальмы и кабаки. Миллионером из моряков никто не стал и похоже в обозримом будущем в нашей стране это невозможно. Следует подумать и пойти лучше может в охранники в магазин или в "общественные деятели". Спасибо если проявили терпение, и дочитали мой опус до конца.

Всех нынешних, бывших, немногих сегодня, будущих рыбаков, с праздником! Всех, кто честно отдал часть своей жизни морю, кто будет носить его частичку в своём сердце всю жизнь.
С ДНЁМ РЫБАКА!

DSC00035

DSC00049

IMG_0009

IMG_0008
Tags:

?

Log in

No account? Create an account