призрак

Не хлебом единым... Записки нетрезвого очевидца

Previous Entry Share Next Entry
ИСЛАНДИЯ (часть 1)
призрак
prizrak777
круз1-e1434300408728

Российский парусник «Крузенштерн» протаранил два корабля береговой охраны Исландии

http://flashnord.com/news/rossiyskiy-parusnik-kruzenshtern-protaranil-dva-korablya-beregovoy-ohrany-islandii

Я сомневаюсь во-первых, что курсант на выходе из акватории порта был на руле.
В таких ситуациях стоит штатный матрос-рулевой, имеющий опыт, чувствующий судно, лучше чем тело дамы в любви, извиняюсь за столь может фривольное сравнение.
Стоит человек чётко сознающий отдаваемые ему команды, тем более на английском от лоцмана, который 100% был на борту судна, понимающий что происходит в данный момент.

Курсант явно тут не уместен и не один мастер(капитан), курсанту в данной ситуации руль не доверит.

Во-вторых, в силу специфики судна и его манёвренных качеств, наверняка отход от причала и сопровождение на выход с акватории порта должен осуществляться с помощью портовых буксиров, связь с которыми и руководство осуществляет лоцман.
Правда при этом всё равно вся ответственность за происходящее, за судно, на 100% лежит на капитане.
Лоцман официально лишь советник и не более его статус, полномочия, хотя естественно он знает прекрасно район проводки, его нюансы и т.д.
Это закон, Кодекс Торгового Мореплавания
Тут очень тонкий момент нельзя передоверить лоцману и в тоже время на то он и лоцман, чтобы осуществлять вывод судна.

"Михаил Лермонтов" потерпел катастрофу и утонул в новозеландском проливе на 100% по вине новозеландского лоцмана, но отвечал наш, тогда ещё советский капитан.
И таких примеров навалом. Но это тема явно другой дискуссии, формата и аудитории ЖЖ.

Страховку конечно исландская сторона получит, но степень вины тут 100% на одной стороне висеть не будет, наверняка будет разделена в каком-то соотношении.

Тут ещё есть один интересный момент, как к таким ситуациям относятся сами судовладельцы, на Родине. Во времена СССР, моей молодости штурманца, дипломов лишали нещадно, порою просто даже "на всякий случай", для острастки другим.

В 80-х, мне пришлось один рейс работать на Патагонском шельфе (Аргентина), на кальмаре, будучи вторым штурманом.
Вахта вторых с 0 до 4 часов утра самая свободная, мастер спит, поэтому общение по УКВ между вторыми штурманами других судов довольно активное, причём и не только о рыбалке. Люди есть люди, за несколько месяцев работы, появляются и друзья среди коллег, которых знаешь только по голосу в эфире.
У меня был такой знакомый коллега на калининградском траулере, причём довольно преклонных лет, в которых уже давно капитанами ходят.
Как то я ему задал этот вопрос, в чём причина, почему засиделся во вторых? И он мне вкратце поведал довольно интересную историю.

Будучи ещё молодым, в расцвете карьеры, вторым штурманом, в его траулер, следующий с тралом, на вахте старпома, въехал в левый борт, при плохой видимости и будучи на ходу англичанин.
Были довольно серьёзные повреждения обеих судов, но вина на 100% по всем законам, МППСС-72, ПСПП, лежала на супостате.
Но, у нас как обычно - виноват - не виноват, но дипломов для острастки лишили весь штурманский состав.
А затем подали в международные инстанции иск на возмещение ущерба.
А там заявляют - лишили дипломов свой судоводительский состав - значит признание вины.
Дипломы тут же вернули, направили на другие суда, но пожизненно и негласно, оставив в должностях на тот момент, с негласным запретом на дальнейший карьерный рост.
Много чего бывало за двадцать лет, тут всё и не упомнишь уже, да и тем более не расскажешь, да и кому это нынче интересно?

Я понимаю, что мои повествования довольно косноязычны, не оправдываюсь, просто хочется хоть что-то оставить в памяти о тех с кем сталкивала жизнь, простых людях, без рейтингов и известности, которых у нас в стране миллионы и именно они и есть такое ёмкое понятие - народ. Поэтому раз такое дело то не обессудьте за мою неграмотность, как уж могу так и пишу а то где и другую мыслю вставлю.


"Дурак! — кричал он своему отражению в зеркале – Ты хотел писать и пытался писать, а о чем было писать? Что у тебя такого было за душой? Кой-какие ребяческие понятия да незрелые чувства, жадное, но неосознанное чувство красоты, дремучее невежество, сердце, готовое разорваться от любви, и мечта, огромная, как эта любовь, и бесплодная, как твое невежество."


Джек Лондон "Мартин Иден"

В Исландии, в Рейкявике, Хафнарфьордуре, Акурейри, доводилось бывать в начале 90-х. Когда год ходил на пассажире, в почившей ныне, после трагической гибели СПБУ "Кольской", такой тогда довольно приличной организации "Арктикморнефтегазразведка". Кого мы только не возили за тот год и шахтёров с семьями на Шпицберген, и смены наших буровиков на ППБУ, о.Колгуев, и Патриарха Алексея II на Соловки, и ветеранов-участников северных конвоев наших, англичан, американцев, и наших проституток, челноков в Норвегию и Европу, всех и не упомнить.

К слову сказать, нас в Исландии тоже судили, двоих членов нашего экипажа, за контрабанду и торговлю водкой. Был штраф. Если моё повествование будет тут уместно, то дойду и до этого момента.

Начало 90-х,самом разгаре строительства капитализма у нас, тогда зарплату порой на месяцы задерживали и выживать приходилось, как можешь. Именно тогда и появился первый опыт "работы без зарплаты". Зафрахтовало наше судно одна московская фирма, для доставки дешёвого автохлама с Исландии. Как потом выяснилось с чеченской крышей. Это было время "чеченских фальшивых авизо", война была ещё впереди. Но дело не в этом. Дело прошлое, более двадцати лет минуло, поэтому можно уже и поведать.

Конец ноября, погода уже достаточно дискомфортная. Рейс Мурманск-Рейкявик. Что такое северная Атлантика в это время года, кто имел счастье увидеть, тому и рассказывать не надо, а кто не был осчастливлен, тому немало повезло.

И тут приходить к нам на отход довольно солидная дама уже преклонного возраста, в качестве пассажира, тёща второго секретаря нашего посольства в Исландии. Москвичка, профессорша каких то, я уж не помню, наук. Во общем очередная проблема на судне. Но делать нечего, против не попрёшь.

Вышли мы с Мурманска, загрузившись по самое не могу контрабандной водкой в рамках программы "опыт работы без зарплаты" и пиломатериалами "чеченцев", на отходе пьяный в усмерть старший таможенного наряда, печать влепил даже кэпу на грудь его белоснежной сорочки, а не только на грузовые и другие судовые декларации, весёлые тогда времена были.

Пока шли до Лофотен, вдоль берега, вроде ничего, особо не штормило. А как только уж примерно у Лофотен легли на генеральный курс, на Исландию, всё дальше стали уходить от берегов, тут мы и получили все радости и прелести непогоды. Заступаю на ночную вахту с 0 до 4 утра, подымаюсь на мостик сменить третьего штурмана, прожектор хоть не включай, картина ада Данте за бортом, всё кипит и вой в снастях. В принципе ничего из ряда вон выходящего, дело привычное, житейское в корабляцких буднях. Всё уже попадало, что могло в каюте и нашло своё место. Где-то часа через пол, после приёма вахты, раздаётся звонок телефона. В трубке истеричный крик дамы: "Прекратите раскачивать пароход! Когда прекратится это издевательство?!" Честно говоря очень трогательно - ночь, за иллюминаторами-окнами мостика - кошмар, рулевой, что-то бубнит себе под нос, сетуя о невозможности поставить руль на "автомат", в виду такой погоды и тут в трубке женский, пусть и разгневанный голос.

Но делать нечего, стал уж как могу, спокойно объяснять, успокаивать человека, что мы в море, а не на твёрдой земле, погода есть погода, но ничего страшного и причин для беспокойства явно нет. Выслушала вроде стала успокаиваться. Но через пол часа опять звонок, который привёл меня в ступор, там был с мольбой можно сказать вопрос: "Когда мы встанем на твёрдый грунт?!". Ну что тут ответить?! Ну что тут ответить?! Что ближайший "твёрдый грунт" под килём судна в паре-тройке километров?

Часа через два слышу дверь на мостик хлопнула и снизу по трапу появляется бледное, с жутким ужасом в глазах, лицо нашей пассажирки. Как то ведь сама, что удивительно и до мостика добралась. У неё, самое интересное, не было даже признаков, что она укачалась, а был какой то дикий ужас и страх в глазах, который видимо поглотил всё. Можно говорит, я у вас тут побуду, в каюте страшно одной.

Куда деваться, не будешь же над человеком издеваться, бравого морского волка из себя строить. В таких случаях издеваться или ёрничать над человеком, просто свинство. Понятно ведь, что она море видела только с берега на курортах, да Истринское водохранилище на даче. Меня вот тоже притащи к ним в институт или на Рублёвку, я бы не знал куда рвануть подальше, не то что как вести себя.
Усадил её на диванчик в штурманской, чайком напоил крепким, у меня рулевой матрос знатный чай умел варить. Налив ей пол кружки и проинструктировав, что и на обеде, если есть аппетит, полную тарелку лучше не наливать и почему на столе мокрые скатерти. Вроде с виду успокаиваться стала, но нет, нет, но какой нибудь каверзный вопрос задаст - а где тут лодки? А мы все в них влезем?
Но я потом вспоминал уже не невезуху с погодой на переходе,а нашу пассажирку в этой стихии.

Впереди был Хафнарфьордур(пригород Рейкявика), замечательная, красивейшая страна Исландия, очень не похожие на нас и в то же время очень понятные, трудолюбивые, приветливые, не меньше нашего, а то и больше, способные принять "на грудь" по случаю - исландцы. Казусы и ситуации, которые сегодня, спустя уже два десятка с лишним лет, вспоминаешь с улыбкой.


?

Log in

No account? Create an account